(044) 383 32 78 (067) 005 99 55 (066) 054 12 16
 

ИЗ ЦИКЛА СТАТЬИ ПРО КРЫМ 
"ЧУФУТ-КАЛЕ И УСПЕНСКИЙ ПЕЧЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Чуфут-КалеСредневековый город-крепость Чуфут-Кале, что в переводе с крымско-татарского языка означает «еврейская крепость», расположен в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Чуфут-Кале также называют «пещерным городом» поскольку он расположен на плато горного отрога, высотой в 200 метров над долинами.

Точной даты возникновения города никто не знает. По одной из версий город был построен в 576 году во времена правления Юстениана I как византийская крепость, носившая название Фуллы. Местные жители со скотом и самым ценным скарбом во времена набега степняков сходились с окрестных сел под защиту города-крепости, который, по всей видимости, принадлежал византийским союзникам – гото-аланам. Но большинство археологов считают, что первые селения появились примерно в Х веке.Чуфут-Кале

В любом случае, жизнь в пещерном городе закипела, когда город завоевали татары. Существует легенда, согласно которой татары очень долго не могли взять эту крепость, и тогда три ночи подряд они устраивали страшный шум у себя в лагере, тем самым, утомив защитников, а после атаковали город (1340-е годы).

Чуфут-Кале стал центром (столицей) вассального княжества, которое подчинялось городу Солхату – центру татарских владений в Крыму, а тот подчинялся городу Сараю – столице Золотой Орды. В 1459 году первый хан независимого Крыма Хаджи Гирей издает указ, освобождающий всех жителей города Чуфут-Кале от налогов; и народа в столице стало больше – мусульман (в меньшей степени), христиан  и иудеев (караимов).Чуфут-Кале

В XVI веке ханскую столицу переносят в новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, поскольку ханам опасаться было некого, а жить на суровой скале им больше не хотелось. В крепости остаются только караимы, которым запрещено было покидать город. Караимы начинают большое строительство кенасс – караимских храмов.

Караимская община в крепости просуществовала еще до XVIII века – до момента завоевания Крыма Российской империей, после чего был снят запрета на передвижение и караимы покидают Чуфут-Кале. В 1852 году безводное плато покинула последняя семья караимов; в каменном городе осталась жить всего одна семья смотрителя.

В округе старинной крепости Чуфут-Кале невероятным образом переплелись судьбы племен и народов разных религий и культур, большая часть которых до сегодняшнего дня не сохранилась. В городе сохранились руины христианских церквей, мечетей и 2 кенасс, а также одна жилая усадьба. В самой древней (западной) части селения расположено около 250 хозяйственных помещения, вырубленных в пещерах, на стенах которых часто встречаются знаки и символы эпохи раннего христианства – например, изображения креста и рыбы. Чуть дальше над обрывом виднеется мавзолей дочери хана Тохтамыша Джаныке-ханым, построенный в 1437 году, хорошо сохранившийся в наше время. Согласно архивным данным в восточной части города во времена Крымского ханства располагался государственный монетный двор.

Направляясь к древнему городу Чуфут-Кале, вы увидете Успенский пещерный монастырь – православный монастырь в Крыму. Археологами установлено, что творцами пещерного монастыря были монахи и миряне – беженцы с Византии в период, когда там разгорелась борьба между иконопочитателями и их противниками. В связи с этим, церковь расположена высоко в горах.Чуфут-Кале

Также существует легенда о создании успенского монастыря, которая гласит, что жителям долины являлся змей, пожирающий людей. Люди начали молиться, и им была явлена икона Богоматери, оставалась на одном и том же месте, где ее нашли. На месте явления иконы был возведен монастырь, и молитвами в нем люди победили зверя. Легенда это или факт судить Вам, но в прошлом веке специалистами была осмотрена икона, отображенная на скале (ныне исчезла), и признано, что она древнего письма примерно VIII – IX  века.

В 1475 году после захвата турками Крыма, Успенский монастырь становится резиденцией митрополита и Православным центром на полуострове. Приклониться к чудотворной иконе Пречистой Богородице приходили даже мусульмане, и в том числе ханы.

С переселением христиан из Крыма монастырь приходит в запустение, а в конце ХIX  века с помощью московских великих князей и царей начинается активное строительство наземных церквей и жилых помещений.

Чуфут-КалеНа территории обители в XX веке было возведено пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм св. евангелиста Марка, храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, церковь св. Иннокентия Иркутского; построены дома для паломников и настоятеля, братские корпуса, устроены фонтаны и фруктовый сад.

Интересно то, что во время Крымской войны (1854-1855 г.г.)и Великой Отечественной войны кельи монастыря были организованы под военный госпиталь для раненых, а воинов, которые погибли, хоронили на монастырском кладбище.

Сегодня удалось восстановить три храма, дом настоятеля, келейные корпуса, колокольню, реконструировать лестницу. Именно на этой лестнице происходили съемки советского художественного фильма «Гамлет» с монологом Гамлета «Быть или не быть»(фрагмент).

Не далеко от монастыря на главной улице расположены руины огромного сооружения – мечеть. В найденных записях Челеби, датированных 1666 годом, говорится, что вход в мечеть когда-то украшала надпись: «Эту благословенную мечеть построил в 859 году (примерно 1455 г.) великий султан и высокий хакан, господин над царями арабскими и адзевшскими Хаджи Гирей хан, сын Гияс ад Дин хана сына Эртогмаза. Да одарит его Аллах длительным существованием». В наше время археологами найдена только часть этой плиты с обрывком текста (“Хаджи Гирей, сын Гияс ад Дина”). Да и от мечети остался четырехугольник, размером 14 на 10 метров, мало напоминающий сооружение тех времен. В 20-е годы прошлого века еще можно было наблюдать развалины балкона и винтовой лестницы минарета, а также основание михраба, а сегодня – только руны.Чуфут-Кале

Прекрасно сохранившийся мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-Ханым – уникальное строение, поскольку многочисленные детали на стенах и в нишах здания и даже его колоны построены по самым последним тенденциям архитектурной моды тогдашних дней. В середине шестиугольного здания оформлен в сельджукском стиле мраморный гроб, на котором написано: «Это гробница знаменитой государыни Джанике-Ханым, дочери Тохтамыш хана».

Чуфут-КалеНа одной из внешних стен мавзолея арабскими буквами изображено «778», что по хиджре означает 1376-1377 годы. Скорее всего, это дата рождения Джанике, что не противоречит ее биографии (возможно, когда-то эту дату зафиксировал один благочестивый паломник). Согласно историческим данным, одна из жен Тохтамыша Тогайбек родила ему дочь Джанике-Ханым. В каком году родилась дочь точно не известно, но примерно в 1395-1397 г.г., к 19-ти годам, она вышла замуж за Едигея – основателя Ногайской орды. Приняв сторону Тимура, и предав Тохтамыша, Едигей дважды обрекал Золотую Орду на страшное от Тимура разрушение, в результате чего и погиб в битве с Кадыр-Берды в 1420 году. После смерти мужа Джанике уединилась в наследственном владении Чуфут-Кале в качестве удельной царицы. Она активно поддерживала основателя Крымского ханства Хаджи Гирея, в его намерениях отойти от деградирующей Золотой Орды. За что благодарный Хаджи построил для царицы Джанике-Ханым мавзолей в новой столице.Чуфут-Кале

Самая древняя постройка на Чуфут-Кале – это невысокая стенка вдоль обрыва, называемая средней стеной, создана византийскими инженерами в VI веке. Стена построена из двух куртин, в точке пересечения которых находятся ворота; те самые ворота, что татарам в 1340 году удалось взять только хитростью. Прямо в скале прорублен ров 4 метра в ширину и 2 – в глубину. Ров, выполняя оборонительную функцию, не давал возможности быстро нападать противнику и подводить к стенам крепости стенобитные машины. Рядышком найденные руины огромной усадьбы когда-то были Государственным монетным двором, где чеканились крымские монеты. Недавно проводя раскопки, археологи нашли 4265 серебряных монет и 30 золотых «татаро-генуэзской чеканки», датируемых 20-40 г.г. XV века.

Чуть дальше расположена пещера-«тюрьма» – просто провал без ступеней, откуда человеку самому не выйти. В ханском плену три года провели русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский. Пленниками пещерной тюрьмы были такие известные исторические личности, как польский атаман Потоцкий, фаворит царя Ивана Грозного Василий Грязной. Но самые тяжкие испытания выпали на судьбу воеводы Василия Шереметьева, который провел в крымском плену 21 год. На родину Шереметьеву удалось вернуться только в 1681 году – беспомощным и ослепшим стариком.

Интересно, какие еще тайны хранит в себе старинный город-крепость Чуфут-Кале?…

туры в Крым, достопримечательности Крыма, статья о Чуфут-Кале, Чуфут-Кале, экскурсия по Крыму, туры в Крым из киева, описание Чуфут-Кале, интересная информация о Чуфут-Кале, Успенский пещерный монастырь, история Успенского пещерного монастыря, экскурсия в Чуфут-Кале, известные места Крыма, посмотреть в Крыму, достопримечательности Крыма, памятники архитекруре Крыму, пещеры Крыма, история Чуфут-Кале, фото Чуфут-Кале.

witch.hand