(044) 383-32-78 Многоканальные (068) 943-49-42 (093) 503-33-01 (066) 054-12-16
 


Археологический заповедник Китаево

Археологический заповедник Китаево в Киеве

Археологический заповедник Китаево в Киеве Археологический заповедник Китаево - Троице-Сергеевая Лавра 

   Китаево располагается неподалеку от местности под названием Мышеловка и Корчеватое, что на южной окраине Киева.

   Первые постройки тут были заложены в XIV веке. Местность интересна в первую очередь православным монастырем с пещерами, который возобновил свою деятельность только в 90-х годах XXст.

   Согласно старой легенде, название местности произошло от тюркского языка, на котором слово «китай» обозначает «крепостное укрепление, защищенную местность».

   Собственно, в двенадцатом веке тут и находилось древнерусское форпост-городище, надежный оплот ограждаемый от неприятеля валами, ровами, лесом и водой.Археологический заповедник Китаево и пещеры

   В XIV веке тут был основан пещерный монастырь, который был под покровительством Киево-Печерской Лавры, называемый Китаевской пустошью, где монахи создали сначала пещерный монастырь, а позднее и лаврский скит.

   Cчитается, что скит этот возник уже в ХVIIст. Но освещенная документально история обители начинается  с 1716 года, когда с поддержкой Дмитрия Голицына тут была построена деревянная церковь в честь святого Сергия Радонежского, трапезную и келии. Новую трапезную, тоже деревянную, с церковью в честь трех русских святителей – Петра, Олексея и Ионы – были построены на пожертвования от императрицы Елизаветы Петровны, которая посетила пустынь в 1744 году. С ХVIIст. Китаев стал местом паломничества, разрешение на посещение которого давала Лавра.

   Однако в 1930 году пустынь была ликвидирована, территорию и помещения были переданы Всесоюзному экспериментальному институту плодово-ягодного хозяйства. Колокольню разобрали в 1932 году, другие сооружения очень пострадали во время боевых действий. В послевоенный период тут размещался Республиканский  учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-экспериментальный институт защиты растений.

   После реставрации в начале 1990-х годов Троицкую церковь было передано УПЦ вместе с отремонтированной трапезной и келиями. В 1994 году возродилась монастырская жизнь. Первым начальником восстановленного скита стал архимандрит Пафнутий. С 1996 года обитель получает статус самостоятельного монастыря.Археологический заповедник Китаево в Киеве - экскурсии по Киеву

   Китаевская пустошь знаменита не только пещерным монастырем, вернее – не столько им, и не столько принадлежностью к Лаврскому скиту, сколько деяниями старцев. История одного из них – старца Досифея, стала одной из главных и центральных историй этой священной местности.

   Как-то в 1736 году в славную Троице-Сергеевую Лавру недалеко от Москвы пришел молодой беглый крестьянин. Мальчик представился Досифеем и попросил постричь его в иноки, чтоб служить Христу. Однако же старцы посовещавшись, отказали Досифею, так как в те времена существовал строгий царский приказ запрещающий постригать беглых. Однако же они почувствовали в Досифее необоримое желание служить Господу. Кроме того, была видна его воспитанность и образованность. Потому, они разрешили служить ему в Лавре тайно. Мальчику тогда было 15 лет. Молодой послушник исполнял самую черновую работу, а все диву давались его благочестивости. Однако, после трех лет жизни при Лавре, Досифей сбегает в Киев.

   В Киево-Печерской Лавре молодому крестьянину так же отказывают в постриге, и тогда Досифей, недопущенный к церкви официально, решает служить Господу так, как может и умеет. Потому он на горе в Китаевской пустоши уединяется в пещере. В то время старцы пользовались уже готовыми пещерами, вырытыми в недрах зеленых холмов Китаевки еще первыми христианами, но Досифей сам построил себе пристанище. Ни единого раза за всё свое уединения, даже зимой, он не распалил огня, ходил босым по холодной земле, носил лохмотья. Ел только хлеб и воду, а во время Великого поста вообще ограничивался только мхом и кореньями. Скоро слава о Досифее загремела на всю округу, к нему потянулись паломники. Обращались за советами, пророчествами и исцелением. Если отшельник давал гостю ладан, то это означало смерть, если просфору – исцеление и благословение. А однажды Досифей взял ладан и стал раздавать его по маленькому кусочку всем кто приходил в Китаевскую пустынь. Тогда он напророчил, что люди будут мереть как мухи, но призывал не падать духом и молится. И вот скоро, в 1770 году в Украине началась моровая язва. От неё уцелели все те, кто получил от старца кусочек ладана и благословение.Археологический заповедник Китаево в Киеве - экскурсии по Киеву

   Принимал гостей старец через крохотное оконце. Про его добрые советы прослышала даже императрица Елизавета Петровна, которая решила самостоятельно навестить отшельника. Специально для неё на горе сделали деревянные ступени, по которым императрица поднялась к пещере. Досифей узнал её, вышел к ней на встречу и дал такие хорошие советы, развлек такой искренней душевной беседой, что впечатленная владычица посодействовала скорейшему официальному прилучению старца к церкви, и оставила ему столько денег, что хватило на постройку церкви в Пирогово.

  Умер Досифей, как и надлежит святому: преклонив колени, возле лампадки. Оставил завещание не готовить тело к погребению, а предать обычному погребению. Однако младшие прислужники ослушались, решив омыть тело. И тогда выяснилось, что знаменитый на всю Россию старец был…женщиной.

  Так открылась тайна старца Досифея. Сейчас сложно сказать, что было правдой, а что мифом, но неоспоримым осталось то, что этот человек прожил достойную жизнь и погребен в Китаевской пустыни. В Свято-Троицком монастыре на иконе стоит надпись «Святой», а в скобках «Девица».

  Как же девица стала святым?

  Когда родители рязанской дворянки Дарии Тяпкиной отдавали её на пару лет к бабушке получить церковное воспитание в Вознесенский монастырь, они и подумать не могли, чем это закончится. Девочка настолько прониклась идеей служения Христу, что отказалась от богатства, от родни и бежала из дому. Сначала хотела бежать в Вознесенский монастырь к своей бабушке, но она прекрасно понимала, что там её найдут и вернут домой. Потому Дария стрижется, покупает мужскую одежду и под видом крестьянина-мальчика идет в Лавру. Уже будучи в услужении в Троице-Сергеевой Лавре, девочка пережила встречу с матерью, которая была на службе и узнала среди молодых послушников свою дочь. Тогда Дария и сбежала в Киев. Когда же Досифей стал уже известным благочестивым старцем в Китаеве, то к нему пришла за советом сестра Дарии Тяпкиной, спрашивала про судьбу потерянной сестры. Старец отвечал, чтоб та не переживала за сестру, потому что та пошла из дому ради Господа. Позднее, после смерти старца, сестра вновь была в Киеве. Увидев портрет старца, сделанный при его жизни, она сомлела, узнав в нем свою сестру Дарию.

  Теперь, прогуливаясь в этой местности, в которой словно исчезает ощущение времени и пространства, можно только представлять себе, сколько еще удивительных историй смогли бы рассказать покрытые травой холмы Китаевской пустыни.

Автор Хоростовская Наталия (Aranrut)

Наши контакты Китаевская пустынь в Киеве - пещеры Лавры

ПРЕДЛАГАЕМ ДРУГИЕ ЭКСКУРСИИ УКРАИНЫ

Туры выходного дня
Актуальные туры
Экскурсии по Киеву
Экскурсии по Украине

witch.hand